“Нек” – Кризис 3-х лет
Введение 🙂
Специально для описания возрастных кризисов открываю новую рубрику: Возрастные кризисы. И, поскольку мы вступили в продолжительный период кризиса 3-х лет, то писать в рубрику буду много и стараться делать это часто. И, надеюсь, что напишу и о ранних кризисах, которые мы уже прошли.
No, no, no или “Ура, кризис!”
Вот и мы подросли настолько, что кризис “Я – сама” прочно поселился в нашем уютном мире. И, могу вас заверить, мир от этого не стал менее уютным!
О тривиальности заголовка статьи “Ура, кризис!” могу сказать следующее: быть свидетелем и соучастником величайшего процесса становления личности, причём личности родной и любимой, это большой подарок, и “ура” именно поэтому. А действительно это лишь при условии понимания происходящего, филогенеза (соответственно и онтогенеза) и своей роли, если она конечно есть.
Итак, кризис трёх лет
Без исключения, все возрастные кризисы заканчиваются формированием новообразований психики. Кризис первого года жизни человека – это базовое доверие или же недоверие к миру. Важное новообразование и большая редкость – это самое доверие.
Новообразование кризиса 3-х лет – формирование “Я”-концепции, или же того, что мы называем “Личность”. Это первая волна сепарации ребёнка от взрослых, укрепление “я – оси”, появление личного действия, действия “от себя”, обретение автономии.
Кризис у Ии Николаевны начал назревать с появлением в её активном словаре слова “нек”, что означает “нет”. И это был для нас понятный сигнал – началось! Синонимом “нек” у Ии выступает “no, no, no” с характерным жестом указательного пальца. И сейчас используется ну очень часто!
- Ия, поехали собак кормить!, – предлагает папа (то есть, я);
- НЕК!
- Ия, пойдём купаться!, – выдвигает своё предложение мама (то есть Юлия);
- НЕК!
- Ия, что ты хочешь на ужин? Шашлычки или сосиску?
- НЕК! No, no, no!
И так может продолжаться довольно долго. А завершиться как походом на пляж (или же поездкой в парк, где мы кормим собак, и т.д.), так и звонкой классической истерикой, с топаньем ногами, валянием на земле, бросанием чего попало куда попало и так далее (немного преувеличиваю, поскольку прецедент случился пока лишь однажды 🙂 ).
Здесь я привожу основные симптомы кризиса “Я – сам”. Встречаются всегда и у всех, в той или иной степени выраженности:
- Появление негативизма в поведении ребёнка;
- Упрямство;
- Строптивость;
- Своеволие, своенравие;
- Протест, бунт;
- Проявление деспотизма;
- Обесценивание.
И, конечно, всё это очень неприятно родителям ребёнка, который ещё вчера был таким “лапочкой”, а сегодня устраивает “концерт” в общественном месте, валяясь на полу и громко крича, колошматит руками и ногами окружающую поверхность.
Сложно представить, но это нормально. Также нормально как и то, что с каждым месяцем у ребёнка становиться больше и рост и вес и другие биометрические показатели. Причём, данное поведение довольно быстро прекращается, если вы конечно его не подкрепляете.
Кризис 3-х это очень (очень!) серьёзные переживания и для самого героя! Вероятно, первый раз в своей жизни, маленький человек так явно переживает внутренние конфликты.
Мне довелось сегодня быть свидетелем такого внутреннего поиска. Уже вечером, перед сном, Ия, лёжа на своей постели, примеряла два противоположных полюса “да” и “нет”; неспешно и задумчивая перебирая их поочерёдно в течении нескольких минут. Сложно себе представить, какие это вызывает переживания у человека в возрасте 2 лет и почти 8 месяцев! Оказывается, что МНЕ можно и “ДА” и “НЕТ”! Я РЕШАЮ: ДА ИЛИ НЕТ!!! Но как надо? Как правильно? Что выбрать? Что лучше?
Я искренне сочувствую и сопереживаю малышу. И радуюсь одновременно. И даю возможность, время и право на этот выбор. Ведь быть свидетелем таких великих событий, находиться рядом каждую секунду, улавливать малейшие изменения юной личности, поддерживать и помогать… Для меня это и честь, и радость, и счастье.
Продолжение, конечно, следует!
Желаю всем доброго дня и душевного покоя. Николай Павлов, папа в декрете.